http://s19.radikal.ru/i192/0908/d8/e6a5830ef034.jpg

Emperor - одни из родоначальников норвежского блэка, которые оказались поистине творческими людьми а не просто амбициозными подростками, они двигались по своему пути постепенно оставляя позади многих собратьев по стилю, выплывших на первой блэкушной волне, и бравших зрителя не столько музыкой, сколько идиотскими поступками на почве тотального тогда увлечения сатанизмом. Конечно, наши герои здесь не исключение, но важно то, что в отличии от некоторых других коллег, они многое переосмыслили. Позже, теряя свои позиции, эти безталанные, сарайные коллеги, будучи не в силах смириться со своей отсталостью и стремясь как-то оправдать себе подобных, уличили Emperor (и не только их) в некой "продажности" и "предательстве" идеалов стиля. Но время нещадно предало забвению половину из таких съеденных завистью "идеалистов", а от остальных, которые ещё существуют, остались разве что названия под вывеской которых либо вообще уже не выходят никакие альбомы, либо выходят, но никакие. Ушли и Emperor, но ушли достойно - на пике своего творчества, заявив что полностью в этом стиле себя исчерпали, и отдались другим музыкальным проектам. История этой ведущей банды норвежского блэк-металла началась в 1991 году, когда сошлись вместе два подростка - 14-летний Ихсан (Вегард Сверр Твейтан; вокал, гитара) и 15-летний Самот (Томас Тормодсатер Хауген; ударные). Вообще-то знакомы они были уже давно и имели за плечами опыт работы в других группах, последней из которых была "Thou shalt suffer". Ихсан же увлекался не только металлом, но и пробовал свои силы в панковском проекте "Ham riders". На первых порах в составе "Emperor" также числился басист Мортис (Хаавард Эллефсен), с которым были записаны первая демка "Wrath Of The Tyrant" и сингл "As The Shadows Rise", изданный на "Candlelight Record". Концерты группы отличались тем, что музыканты не использовали для грима "трупную краску", как это делали другие блэкеры.

После демки к команде присоединился ударник Фауст (Берд Эйтан, экс-"Thorns"), а Самот переключился на гитару. Дебютной студийной работой "Emperor" стал альбом, записанный пополам с "Enslaved". Релиз получил хорошие отклики в прессе, и команда приступила к записи собственного полнометражника, "In The Nightside Eclipse". На этом этапе Мортиса на басу сменил Чорт. Начавшиеся было сессии пришлось отложить, поскольку вскоре Фауст, Самот и Чорт угодили за решетку по обвинению в поджоге церквей. Последние двое освободились относительно быстро, а Фауст надолго задержался в тюряге, потому что ему инкриминировали также убийство гомосексуалиста. Парни решили продолжить деятельность без него и нашли ему замену в лице Трима Торсена из "Enslaved". Будучи на гастролях во Франции группа снова "прославилась" своим инцидентом с полицией, когда юные фанаты "Emperor", наслушавшись блэка, разрыли детскую могилу и содрали кожу с трупа. Ко времени выхода второго альбома, "Anthems To The Welkin Dusk" Чорт был уволен, а на его месте оказался Йонас Алвер из "Dodheimsgard".

Чорт хотел податься в "Satyricon", но вновь оказался за решеткой, поскольку кинулся на кого-то с ножом. Пока он отдыхал на нарах "Emperor" выбросили на прилавки свой "Anthems…", сделанный настолько удачно, что многие металлические издания, включая британские и американские поспешили присвоить пластинке титул "альбома года". Тем временем изменения в составе продолжались. В начале 1998-го в команде появился клавишник Чармонд Гримлох (экс-"Tarataros", а в июне того же года ушел Алвер. В это же время был выпущен компакт-диск "Wrath Of The Tyrants", представлявший сборник ранних вещей, записанных еще с Мортисом. В 1999-м во время европейских гастролей место басиста было предоставлено Тиру из "Morpheus web". А во время сессий альбома "IX Equilibrium" басовые партии пришлось прописывать самому Ихсану. По следам тура 1999 года был издан концертник "Emperial Live Ceremony".

А на следующий год музыканты в основном занимались своими побочными проектами - Ихсан развлекался в "Peccatum", Самот и Трим соорудили "Zyklon", а Гримлох записывался со своим "Tartaros". Эта деятельность настолько засосала музыкантов, что после выхода альбома "Prometheus: The Discipline Of Fire And Demise" они объявили, что отныне "Emperor" будет являться чисто студийной группой.

Такие группы как Emperor, сделали блэк тем, чем он является сегодня, они отшлифовали его и создали из сырого, безформенного истукана - сложноструктурированную скульптуру. Они изменили представление о стиле, и пусть от них отвернулись 100 человек, но зато преобщились 1000. Они сделали блэк популярным, и не надо бояться этого слова, если каким-то группам удалось донести свою музыку до большего числа людей, то это свидетельствует о качестве их работы, статусе и признании, а не коммерциализации. А иначе на кой чёрт записывать альбомы если их не должны покупать?

Интервью

Вокруг Emperor сгустилась очень «больная» атмосфера, сформированная тем, что большинство участников группы имели конфликты с законом. Все эти дела достигли пика после того, как Фауст убил человека...
Фауст сделал это по достаточно основательной для него причине - тот парень был гомосексуалистом. Только это я могу сказать сейчас. Безусловно, он «перегнул палку», убив его, но это не изменяет факта, что он остается одним из ближайших моих друзей. Мы с Фаустом играем практически с начала существования Emperor, поэтому я знаю его достаточно хорошо, и знаю, что временами он мог быть очень агрессивным... Я не могу осуждать его за то, что он убил того парня - это было его, Фауста, решение и он сам должен справляться с последствиями своего поступка. Фауст - мой друг и очень хороший драммер, и это для меня наиважнейшее. Мы все время контактируем, посредством писем, в основном. Его осудили на 14 лет, но скорее всего выпустят через 8-10 лет.

Как группе удавалось полноценно работать в ситуации, когда кто-нибудь из участников состава, то один, то другой, пребывали в тюрьме?
Конечно, не без проблем. Но мы все время репетируем новые вещи, приготовленные на второй альбом. Даже когда Самот был в тюрьме, мы вдвоем продолжали упорно трудиться. Я навещал его каждый второй уикенд, плюс мы систематически консультировались с ним по телефону, иногда в письмах. Самот всегда целиком погружается в творческий процесс, так что по возможности я высылал ему в тюрьму кассеты с подобием нот, с которыми он мог бы работать. Мы все время работали и продолжаем работать. Я думаю, что новый альбом будет готов не позднее конца года.

Имел ли (и имеет) трагический финал разборок между Гришнаком и Юронимусом какое-либо реальное влияние на настроения, преобладающие на норвежской блэк-сцене?
В Норвегии блэк-сцена претерпела раскол после убийства Юронимуса. Эта ситуация заставила многих определиться и стать на какую-либо из сторон. Наши группы популярны во всем мире и музыкантов постоянно спрашивают об их отношении к тем событиям. Их ответы повторяются, а потом преобретают гигантские размеры сенсации. Сейчас все более-менее нормализуется. Кроме того, все это не имело бы такого широкого резонанса, если бы не масс-медия, которая якобы «информируя о сенсационных убийствах» постоянно подогревает нездоровый интерес, особенно среди людей знать незнающих, что такое black metal.

Многие люди считают, что Emperor стал таким популярным именно благодаря всей этой внемузыкальной возне. Можешь прокомментировать?
Собственно эти «многие» забывают об артистической стороне black metal. Как Emperor мы имеем свое участие в событиях, происходящих в Норвегии, но если спросишь кого-нибудь о нашей группе, то люди начинают говорить о поджогах церквей и убийствах. Emperor - это «black metal art», а не какой-то там поджог цекви! Артистическая сторона нашей группы намного важнее, чем все эти сенсационные сообщения о наших «преступлениях». Emperor - глубокое концептуальное искусство.

Несколько наивный вопрос: какова была цель поджогов церквей?
Это были акты символического значения. Это были знаки того, что не все здесь, в Норвегии, соглашаются с тем, что творит христианская церковь. Сегодняшняя массовая религия сверхрадикальна, чем противоречит даже тому, что пропагандировала еще вчера. Как соотнести провозглашавшиеся веками теории христианства с тем, что сейчас церковь проводит дискуссию о легализации гомосексуальных браков? Люди, собственно, слишком мало задумываются над тем, что происходит... Церковь с легкостью отрекается от былых догматов, которыми когда-то объяснялось преследование и зверское убийство тысяч и тысяч невинных людей. Мне бы хотелось спросить всех убежденных христиан, почему Бог уничтожил Содом и Гоморру? Ведь сейчас он должен сделать то же самое.

Откуда такое решительное противоречие тому, что провозглашает церковь? Можно спросить объяснение, а не программные лозунги?
Христианство - это религия уничтожающая и извращающая природное поведение человека. Подчинение ее догматам калечит личность. Моей целью является возможность жить согласно критериев собственной морали, а не некой универсальной морали, нивелирующей разных от рождения людей. Это не порядок, а хаос, если всех людей пытаться подвести под одну планку. Другой причиной неприятия христианства является то, что многие из нас чувствуют огромное уважение к прекрасным традициям наших праотцов - Викингов. Наши предки имели своих северных богов, и это была совсем иная религия, не базирующаяся ни на Зле, ни на Добре. Викинги верили во множество богов, олицетворявших разные аспекты людского поведения. Это давало человеку Свободу, возможность Выбора дороги, соответствовавшей ему. Христианство же, это - религия, втаптывающая людей в бессмысленную массу, которая прежде чем что-то сделать, должна вспомнить все запреты и заповеди.

Отражается ли то, о чем ты говорил в текстах Emperor?
На In The Nightside Eclipse текста несли символическое послание, навеянное норвежскими пейзажами. Мы живем среди них, и в них находим вдохновение. Это выражение нашей тоски по миру, в котором правили бы близкие нам ценности. Возможно люди среднего уровня личности и интеллигентности не видят в блэк-метале ничего, кроме поджогов церквей. Многие подростки, считающие себя идейными блэкстерами, не имеют понятия о том, что это искусство, не имеющее ничего общего с такими вещами. Я не намерен комментировать поведение всех тех, кому кажется, что их поступки можно объяснить увлечением блэк-металом.

В блэк-метале никогда не упоминается политика - эта тема тебя вообще интересует?
Невозможно не соприкасаться с политикой. Меня особенно нервируют решения, ведущие к объединению всех европейских государств. Утешает то, что в Норвегии люди этого не желают. Еще немного, и возникнет что-то вроде Соединенных Штатов Европы... Чушь.

В музыке Emperor можно найти выразительные влияния классической музыки...
Я слушаю очень много классики. Кроме того я играю в проекте, исполняющем именно такую музыку - THOU SHALT SUFFER. Когда-то это была блэк-группа, в которой играли я, Самот и несколько других пассажиров. Потом (4 года назад) мы основали Emperor, а THOU SHALT SUFFER стал моим соло-проектом. То, что я в нем делаю, базируется именно на классической музыке. Black metal - музыка, несущая мощный эмоциональный настрой, а классика может этот эффект приумножить посредством очень глубоких и разнообразных нюансов. Это позволяет применение широкого спектра звуков, достижение мощной динамики. Можно создать фрагмент очень спокойный или экстремальный, или взаимно их между собой перемешать.

Блэк-музыканты приняли очень специфический имидж. Как ты думаешь, в чем причина того, что они выглядят так, а не иначе?
Это началось довольно давно - такой имидж использовался группами создававшими black metal. Еще музыканты CELTIC FROST использовали деликатный макияж. Это - символ, выражение экспрессии, рожденной внутренним мраком. Это - выражение черной сущности и глубоких чувств, далеко выходящих за сам факт простого макияжа. Это также способ усиления визуального воздействия смысла текстов. Безусловно, в жизни я не хожу в черном плаще и с размалеванным фэйсом. В будни меня можно увидеть в простой черной одежде.

Emperor - возможно наипопулярнейшая группа black metal. И можно догадаться, что вы получаете огромную почту. О чем люди пишут вам?
Лично я получаю немного писем. Самот занимается большей частью нашей переписки. Во множестве писем люди пытаются на все лады убедить нас в том какие они «evil» и «true». Признаться не люблю читать письма, написанные кровью и убеждающие в каждом слове в какой-то «несвятости». Если я пожелаю увидеть кровь на своих руках, то предпочту сам выбрать жертву. Никто не должен делиться со мной собственной кровью.

Убийство гомосексуалиста...
Я виновен по всем пунктам, я убил этого человека... Мне хотелось увидеть как это будет... Любопытство погубило кошку. Я ступил за запретную черту, и вот я в тюрьме - все просто...

Все еще участник Emperor...
Официально я считаюсь одним из Emperor, но если парни примут другое решение, я покину группу, но в душе все равно останусь одним из них...

Бывший импероровец MORTIIS...
He is a fuckin' poser, даже говорить о нем не хочется - играет и сочиняет ужасную музыку...

Музыка за решеткой...
Я пытаюсь и здесь быть активным музыкантом. Здесь есть ударная установка и я играю так часто, насколько могу. К сожалению не всем заключенным и охранникам по нраву мои упражнения.

Церковь Сатаны Ля Вэя...
Я не имею ничего против самого Антона Ля Вэя. Он очень интеллигентный и достойный человек, но эта его «церковь» меня бесит. Она не имеет ничего общего с Сатанизмом! Это просто сборище эксцентричных людей, желающих быть «сатанистами» и «служить черные мессы». Сатанизм по Ля Вэю - это просто отражение «американской мечты» (богатство и успех). Рафинированный сатанизм (как и все в Америке) просто бессмыслен.

Varg Vikernes = God...
Из уст этого парня выходит только ложь. Впрочем он не имеет никакого значения. Вскоре его предадут забвению...

Сатанизм вне христианства не существует...
В природе все имеет противовес, противоположность. Позитив - негатив, хорошо - плохо, свет - тьма, ночь - день, и т.д. Христианство - Сатанизм. Без понятий «преисподняя» и «дьявол» христиане не могли бы обойтись...

Первая покупка после освобождения...
Я куплю громадный нож!